Музыкальный информер
Уведомления о новых альбомах любимых музыкантов по E-mail, RSS
Музыкальные рецензии
РегистрацияВход

John Frusciante - Enclosure (Album)

9 апреля 2014 г.
Жанр: Alternative Rock
1. Shining Desert (4:46)
2. Sleep (4:23)
3. Run (2:15)
4. Stage (3:09)
5. Fanfare (4:50)
6. Cinch (6:25)
7. Zone (4:07)
8. Crowded (3:47)
9. Excuses (3:53)
Рассказать друзьям
 
#1 Silpheone: 15 апреля 2014, 15:10

РЕЦЕНЗИЯ
Всего несколько дней назад официально вышел новый альбом Джона Фрущанте - Enclosure. По традиции за пару недель до релиза в сети появились 30-секундные превью треков, а полностью пластинка стала доступна для скачивания в конце марта. Все, кто с нетерпением ждал нового творения музыканта, смогли подготовиться к нему, пусть и с не самым лучшим битрейтом. Как обычно в случае с Джоном, мнения существенно разделились, даже несмотря на то, что сам автор всячески пытался рассказать слушателям через множество интервью, что такое Enclosure и с чем его едят. Вопреки ожиданиям, альбом не так сильно похож на прошлый альбом PBX, и если бы в нем было меньше электроники, он вполне вписался бы в "доэлектронную" эру музыканта. Но, обо всем по порядку

Visual
Разбираться будем с самого начала. А сначала мы видим обложку. Это один из немногих случаев, когда сам автор присутствует на кавере своего релиза. Ранее такое было лишь однажды - на дебютнике. Но куда интереснее, не присутствие Джона на обложке, а собственно сама концепция. Фру рисует круг красной краской на полу, как бы заключая себя в него. Я, конечно, могу жестоко ошибаться, но мне кажется, этот круг прямо символизирует один из главных дзен-буддистских символов - энсо. Для того, чтобы понять, что это такое и избежать пространных объяснений, приведу цитату из Википедии:

Энсо (яп. 円相, «образ круга») — каллиграфический символ в виде окружности. Считается, что энсо символизирует просветление, силу, утончённость, Вселенную, ничто; считается также, что этот символ может обозначать «настоящий момент времени». Энсо является, пожалуй, одним из самых популярных символов в японской каллиграфии — принято считать, что характер художника полностью проявляется в том, как он рисует энсо; только тот, кто обладает чистым и цельным духом, может создать настоящий энсо.

Вполне вероятно также, что круг, символ уробороса - свернувшегося в кольцо змея, кусающего себя за хвост. Наиболее распространенная трактовка уробороса описывает его как репрезентацию вечности и бесконечности, в особенности — циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели. На самом деле, во многих рецензиях мне не нравится так называемый "синдром поиска глубинного смысла". Поэтому я устранюсь от трактовки того, что означает кисточка в правой руке, красный круг на сером фоне или автор внутри него. Но в целом обложка, мне кажется, понимается вполне однозначно: Джон рисует энсо.

Sound
C музыкальной составляющей все не менее интересно. Enclosure будто составлен из двух слоев и двух подходов. Два слоя - электроника и голос, два подхода - мелодизм и атональность. Используя выше упомянутый СПГС, можно связать это с понятиями пространство-время и материя-энергия, но я не буду этого делать. В одном из интервью Джон упоминал, что вокал был записан раньше остальных инструментов и это стало для него новым опытом. Фактически он имел гармонию и вокальную мелодию, которую обрамлял аранжировкой, электронными фишками и гитарными партиями. Это позволило ему сконцентрироваться на эмоциональной составляющей, отталкиваясь именно от нее, и я не считаю это ограничением свободы написания музыки. Как раз наоборот, скорее такой подход позволил ему более полно выразить себя в музыке и звуке. В общем, это слышно с первого трека Shining Desert. Довольно богатая аранжировка, а вокал отодвинут на второй план. В сумме это дает песню, насыщенную эмоциями. Более полное раскрытие своих навыков электронщика - вот что получил Джон в итоге.

На альбоме нет такого жесткого сэмплирования барабанных петель, которое мы слышали на PBX, тут барабаны скорее всего просто набиты на драм-машине, однако в общем это нисколько не снижает плотность микса. Если бы не явно прогрессивный характер записи, ее можно было бы даже назвать минималистичной. Гитарный звук наоборот сильно похож на PBX. Однако сами партии отличаются по построению. Это что-то среднее между Outsides EP, треком Wayne и жесткими гитарными запилами, которые можно услышать на Empyrean и Inside of Emptiness.

Если говорить в общем, по музыке этот альбом я лично воспринимаю как эдакий "The Will to Death" электронной эры. Смесь подходов, которые музыкант использовал в разные периоды творчества, скрытый минимализм и многослойность для меня стали факторами, которые позволяют назвать альбом одной из вершин технических умений автора. Плавающий темп, много арпеджио, синтезированный бас, атональные приемы - все эти фишки встречаются в изобилии. Как и непростая мелодика, которую я лично прочувствовал далеко не с первого раза. Но сейчас если я включаю Enclosure, то уже с трудом могу остановиться, не дослушав до конца. Звуковое полотно можно сравнить с работами абстракционистов-импрессионистов. Мелодии накладываются друг на друга поверх пустого холста, каждая звучит уникально, но вместе они дают что-то большее, чем сумма отдельных частей.

Tracks
Всего девять треков, но после их прослушивания возникает ощущение, что только что заценил пару-тройку альбомов. Об этом писали слушатели, с этим соглашусь и я. Первые песни могут испугать неподготовленных слушателей, если только вы не отбросите предыдущий музыкальный опыт. Сейчас я получаю почти физическое удовольствие от прослушивания этой музыки в хороших наушниках. Так много деталей, так много интересных моментов и никогда не знаешь, как будет развиваться трек через пару секунд. Лично для меня явным фаворитом является Stage! Прекрасная мелодия, классный ритм и настроение - за это я полюбил трек с первого прослушивания. Cinch - для тех, кто любит Джона как гитариста. Соло, которое сравнимо с его работами в Перцах, подтверждает, что Фру - один из лучших гитаристов своего поколения, практически достигший вершин. А еще превосходный гитарный рефрен в завершение Zone, о котором просто нельзя не упомянуть.

В обращении к поклонникам, объясняющем уход из RHCP, Фрущанте писал: "Для меня искусство никогда не было тем, что можно делать из чувства долга. Это то, что я делаю, потому что мне действительно весело и интересно". Свободный от оков коммерческой и не всегда достаточно творчески активной группы, Джон Фрущанте исследует музыку так, как считает нужным. И для тех, кто открыт к приключениям, Enclosure - потрясающий роман-путешествие, который приведет каждого куда угодно. Но только не к ясному пониманию чего-то конкретного. Скорее это толчок для слушателей и музыкантов в очередной раз избавиться от оков и начать рефлексировать. Только не ожидайте чего-то грандиозного от этой музыки. Все грандиозное уже у вас в голове, и не факт, что Джон подобрал ключик именно к вашей. И да, сходите в филармонию или консерваторию на какой-нибудь хороший концерт.

 
#2 povorno: 09 сентября 2016, 21:45

РЕЦЕНЗИЯ
Больше, чем за двадцать лет Фрущанте сыграл всё... Он записал всю музыку, которую только мог, всевозможные жанры. Его новые альбомы всегда интересно слушать, они как картины, нарисованные разными красками - уникальны и совершенны. Если вы хотите послушать что-нибудь, но не знаете, с чего начать - просто слушайте Фрущанте. У него есть всё!

Друзья, если вы не знакомы с таким товарищем, как Джон Фрущанте, то у вас есть восхитительная возможность познакомиться с его творчеством... правда, не с этого альбома. Его стоит слушать только тогда, когда вы пройдёте вместе с ним от пункта А (героиновые приходы и кошачьи вопли) до пункта с самой последней буквой алфавита (в музыкальном смысле, не в буквальном, нет). Прочувствуете все метаморфозы его музыки и тогда можете всё закончить альбомом "Enclosure". Так, чисто для ознакомления.

Я прекрасно понимаю, что Фрущанте устал записывать то, что он записывал до 2014 года, но, возможно, стоило сделать что-то более привлекательное, чем "Enclosure". Он просто какой-то ленивый. С одной стороны хорошо, что он есть, а с другой - это как показать ребёнку самый вкусный в мире леденец, а потом взять и взорвать этот леденец в какой-нибудь помойной яме...на глазах у того ребёнка. Типо: "ну и ладно, но как-то обидно, чувак".

Проблема в том, что "Enclosure" является музыкальным приемником PBX Funicular Intaglio Zone, но при этом он вообще не цепляет. Что это? Круг замкнулся, прям как на обложке? Будто Джон говорит нам: "Ребятки, я это... мне надоело и я устал. Не хочу больше такое играть".

Благо, в нашем распоряжении имеется более двадцати альбомов в исполнении Фрущанте. Более того, он с нами не прощается. Джон перевоплотился в кое-что другое, но это уже совсем другая история...

Рецензия: ATB - Contact
С остальными рецензиями нашего ресурса, можно ознакомиться здесь.

Если вы встретили ошибку в названии релиза или его треклисте, обложке, дате выхода. Сообщите нам об этом через форму обратной связи. Будет проведена проверка, и внесены соответствующие исправления.

Russian Synth Portal